Не все расписания занятий одинаково полезны

Как утверждал один изклассиков, мы живем в вероятностном мире, в котором нет гарантированных способов достижения успеха. Но при этом, парадокс (!), в мире существуют гарантированные способы облажаться. Если в учебном заведении хорошее расписание учебных занятий - это еще не гарантия того, что все выпускники получат высококлассное образование. Однако если для реализации образовательной программы сформировано плохое расписание занятий, шансы получить качественное образование начинают резко сокращаться даже у потенциального гения. А вы никогда не задумывались, как можно измерить качество расписания занятий в учебном заведении?

По мотивам

Небольшое недоразумение

Маленькие детки – маленькие бедки...

Народная мудрость

У вас есть дети школьного возраста? Еще нет? У вас еще все впереди? По любому, с высокой долей вероятности, рано или поздно, вы столкнетесь с теми проблемами, которые описаны в этой статье. Если у вашего ребенка внезапно резко снижается успеваемость, он спит на ходу и с отвращением посещает школу, то, возможно, причины такого состояния, вызваны не тем, что у этого ребенка нет способностей к обучению. И не тем, что в вашей школе плохие учителя.

Сначала похвастаюсь – я папа двойняшек. Так сказать, подарок жены на мой день рождения... Однажды, почти случайно, я узнал от моих «спиногрызов» о том, что расписание занятий в новой четверти составлено таким образом, что в четверг у них будет одновременно три занятия по математике (первым, третьим и пятым уроком). Почему-то я подумал, что при таком «инновационном» планировании учебного процесса любви детей к математике ожидать не приходится. Не говоря уже о каких-то успехах. Поэтому я решил встретиться с директором школы и узнать о причинах такого нововведения.

На встрече с директором я был едва не сбит с ног прям-таки шквалом объективных оснований для принятия такого решения:

  • «школа дико перегружена»,
  • «нам элементарно не хватает учебных аудиторий»,
  • «невозможно разместить 60 классов в 50 аудиторий в одну смену»,
  • «учитель физики может работать только по средам и четвергам»,
  • «учительница русского языка не будет ходить со стопками тетрадей из кабинета в кабинет»,
  • «ЕГЭ по английскому длится 3 часа, поэтому, чтобы дети привыкали, мы решили сделать 3 урока английского в один день»,
  • «мы обязаны предоставлять учителям, как минимум, один методический день в неделю для самообразования и подготовки к урокам»,
  • «мы обязаны регулярно направлять учителей на курсы переподготовки»,
  • «школа не резиновая».

Так же я узнал, что если бы не компьютерная программа составления расписаний, то вообще бы было невозможно учесть все те сложные условия которые созданы сложились в школе на текущий момент. Так что все претензии я могу предъявить к разработчикам этой самой программы. Школа здесь ни при чем.

А что касается трех уроков математики в один день, то, конечно, неправильно. Не уследили. Это небольшое недоразумение обязательно исправят. В следующей четверти. Если получится.

Финальным аккордом в этой Симфонии Невыполнимости прозвучала просьба оказать помощь в решении всех проблем, озвученных выше. По возможности. Если, конечно, я знаю, как помочь. На момент беседы я не знал. Поэтому я ушел домой несолоно хлебавши.

Однако, несмотря на всю безысходность ситуации, после этой встречи у меня почему-то значительно увеличилось желание помочь в организации учебного процесса в школе. Желание помочь моим основным заказчикам.

Поскольку основная претензия руководства школы была высказана в адрес компьютерных программ, я решил подойти к этой проблеме как к решению задачи автоматизации с позиции системного анализа и здравого смысла.

Магия бюрократии

Как можно судить о деятельности вуза по квадратным метрам и среднему баллу ЕГЭ поступающих?

После того, как я уяснил, что на встречу с администрацией школы нельзя ходить неподготовленным, для начала я решил изучитьнормативные документы, которые регламентируют составление расписания занятий в средней школе.

Открытием стало то, что, несмотря на обилие требований к организации расписания занятий, в основном отраженных в Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН), соблюдение львиной доли этих требований жестко предусматривается уже на этапе строительства здания школы. Конечно, я встречался с тем, когда ввиду нехватки аудиторий администрации учебного заведения приходится планировать занятия в библиотеках, рекреациях и даже в кладовках без окон. В вашей школе так никогда не делали? Вам здорово повезло. Но как по мне, лучше занятие в коридоре пару раз в неделю в первой смене, чем в самой лучшей аудитории, но каждый день во второй смене. Так что, мое внимание было прежде всего сосредоточено на тех требованиях, выполнение которых можно обеспечить при составлении расписания занятий . Таких требований оказалось не так много. Среди многословного текста насчитал целых 8 штук требований, выполнение которых можно было бы проверить измерить. Не буду угнетать вас прямым цитированием этих требований. Для краткости я их перескажу своими словами.

  • Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели (п. 10.6).

Требование сформулировано в форме рекомендации. Четкие границы суммарной трудности предметов за день, которые нельзя превышать, в требованиях не заданы. Так что это, так сказать, рекомендации. А как показывает опыт, если рекомендуется не делать, но очень надо, то можно. Это не нарушение, на которое стоит обращать внимание.

По мотивам

  • Ограничение по количеству уроков в день. Уже начиная с 5 класса, можно планировать по 7 уроков в день. А с 8 класса уже можно абсолютно законно «раздавить» ученика 8 уроками в день. И это без учета внеурочной деятельности (п. 10.6).

Меня это как-то напрягло. Я учился в советской школе, в классе с углубленным изучением физики, и только один раз в неделю в выпускном классе у нас было 7 уроков. Да и то, наш СУПЕР классный руководитель , учитывая наше состояние, на этом уроке обычно проводил классный час.

  • Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и заданной шкалой трудности учебных предметов (п. 10.7).

Уже было. Если рекомендуется не делать, но очень надо, то можно.

  • Необходимость чередования предметов разной трудности (шкала трудности разных предметов приведена) и профиля (п. 10.8).

Как и в предыдущей рекомендации, не определены граничные критерии.

  • В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне) (п. 10.8).

А вот для остальных классов таких ограничений нет. Хоть по четыре урока английского проводи в один день. Главное – нужно чередовать их с четырьмя уроками математики. И формально это не нарушение.

  • В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках (п. 10.8).

Опять нежесткая рекомендация. Была бы очень полезна при условии окончания этапа обучения (четверти/триместра) для разных предметов в разные дни, что фактически сложно достижимо при составлении расписания на одну неделю.

Источник

  • Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу (п. 10.11).

Нет возражений.

  • Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 часа, в 4-5 классах - 2 часа, в 6-8 классах - 2,5 часа, в 9-11 классах - до 3,5 часа.

Классное ограничение. Никогда не встречал, чтобы оно где-то применялось или проверялось. Простая арифметика 9-11класса:

  • 8 уроков в день;
  • 2 урока факультативных занятий;
  • и напоследок, чтобы совсем добить, до 4 уроков дома на выполнение домашних заданий.

С точки зрения заботливых инквизиторов чиновников, учиться по 14 уроков в день в 9-11 классах – это абсолютно нормально. В других классах ситуация немногим лучше.

Кстати, педагогика иезуитов предусматривала не более 5 часов обучения в сутки. Говорят, такой подход позволял получать неплохое образование. Да вот и распорядок обычного учебного дня курсантов военных училищ предусматривает 6 академических часов учебных занятий и до 4 академических часов самоподготовки (и то не каждый день). Видимо, курсанты наших военных училищ гораздо более хилые, чем дети в средней школе. Гвозди бы делать из этих детей, не было б в мире крепче гвоздей... Прям монстры какие-то, а не дети. Только не понятно, как этим «монстрам» выживать в таких условиях.

По мотивам

Кроме отмеченных выше пробелов, я совершенно не нашел в СанПин ограничений, связанных со здоровьем учителей. Например, какое максимальное количество уроков может провести учитель за один учебный день без потери качества образования и собственного здоровья? Как много времени должен тратить учитель на проверку домашних заданий?

Но не всегда рекомендации нормативных документов – это плохо. Изучая нормативку, я узнал, что предоставление методического дня для преподавателей не является строгой обязанностью руководства учебного заведения. Этот день предназначен для повышения качества образовательного процесса и предоставляется по возможности. Так, например, в силу особенностей организации учебного процесса учителям младших классов методический день не предоставляется.

Зачастую выясняется, что затруднительно ожидать от ребенка высоких результатов, если несколько раз в неделю у него по 7-8 уроков, математика и английский обычно идут в конце учебного дня, при этом в один из дней запланировано 3 урока математики.

Тут обнаруживается, что «качество расписания занятий» с точек зрения методистов учебного заведения, педагогов, родителей и учеников понимается абсолютно по-разному, хотя на первый взгляд все радеют за высококачественное образование.

Для преподавателей хорошее расписание занятий, это то, при котором не будет окон между уроками, не будет необходимости переходить из одного кабинета в другой, и, желательно, чтобы часы учебной нагрузки были спланированы как можно более компактно, так, чтобы так называемый «методический день» приходился на начало или конец недели (а еще лучше, чтобы таких методических дней было несколько).

Методисты учебного заведения, как правило, стремятся в первую очередь обеспечить потребности педагогов, в условиях необходимости соответствовать прокрустову ложу нормативных документов по организации образовательного процесса, недостатка учебных аудиторий и нехватки квалифицированных педагогов, работающих на полную ставку.

В случае, если при планировании учебного процесса приоритет отдается вышеперечисленным ограничениям, то несмотря на многообразие компьютерных программ , предназначенных для автоматизированного составления расписания занятий в учебных заведениях, составить качественное расписание занятий, с точки зрения учащегося, не удается.

По мотивам

Ничего личного

Научной морали быть не может, но точно так же не может быть аморальной науки.

Пропитавшись как следует требованиями нормативных документов, я решил узнать, а как смотрит на проблему составления учебного расписания занятий педагогическая наука. Наука объективна и беспристрастна. Она не подвержена конъюнктурным факторам и не подчиняется прихотям чиновников. Ведь так?

Благодаря Его Величеству Интернету сегодня любопытство в этой области можно удовлетворить без походов в научные библиотеки. Материалы э лектронной библиотеки диссертаций и «КиберЛенинки» доступны для всех желающих в любое время суток, а не только по методическим дням. Благодаря этим и другим ресурсам получилось довольно быстро собрать довольно представительный перечень научных работ , посвященных оптимизации составления расписания учебных занятий.

Из этих работ я узнал, что задача составления расписания занятий, которую решают в начале каждого учебного года методисты учебных заведений, являетсяNР-полной задачей комбинаторной оптимизации, для которой нет эффективного решения, т. е. точного алгоритма, решающего задачу за полиномиальное время. Полный перебор имеет экспоненциальную сложность и может хорошо работать только для небольших размеров задачи.

Каких только способов не предлагают ученые для ее решения. И генетические алгоритмы, и эвристические, и метод имитации отжига, и динамическое программирование, и нейронные сети, и динамическое программирование. Но в данном случае меня больше интересовали не способы, а критерии оптимизации. Проштудировав научные работы, до которых мне удалось дотянутся, я составил для себяперечень основных критериев, на которые ориентировались авторы алгоритмов. Анализ этих критериев навел меня на несколько неожиданные выводы, которыми я решил поделится с аудиторией Хабра.

Источник

В принципе задача науки – найти алгоритм, критерии должны выставлять педагоги. Видимо, поэтому большинство критериев, а точнее ограничений составления расписания просто продублировали ограничения, заданныеСанПин. Но ученые – творческие люди. Поэтому они добавили в этот перечень ряд дополнительных критериев. При этом, наверное, спросили у экспертов, что их больше всего тревожит при составлении расписания занятий. В качестве экспертов, конечно, выступали преподаватели.

Неожиданно для меня выяснилось, что значительное количество критериев оптимизации слабо связано с качеством образования. Может, я чего-то не понимаю, однако я не вижу, как может положительно повлиять на результат образования снижение количества окон в работе преподавателей, сокращение времени формирования учебных планов, повышение экономической эффективности использования помещений.

Большинство работ посвящены созданию алгоритмов, которые за приемлемое время находят вариант распределения учебных занятий при заданных ограничениях. При этом в качестве критерия оптимизации зачастую выступает время нахождения решения. Получается, чем быстрее работает алгоритм составления расписания, тем он лучше.

По мотивам

Во многих работах приоритеты выставления коэффициентов для сверки критериев оптимизации отданы на откуп экспертной оценке. А кто эксперты? Уже говорили. То есть исподволь в алгоритмы закладывается посыл, что расписание составляется в интересах преподавателей, а не в интересах обучаемых. Никто не подвергает сомнению возможность противоречия в этих интересах.

Да и зачем придумывать новые критерии? Ведь они уже все заданы в нормативных документах. Науке надо просто найти алгоритм, который за приемлемое время обеспечит нахождение варианта решения, которое бы хоть как-то удовлетворяло этим требованиям.

Никто не оспаривает объективность полученных результатов, основанных на таких алгоритмах. Чистая наука. Ничего личного.

По мотивам

Одним из критериев ценности научных знаний является практика. И фактически в каждой статье и диссертации описывался опыт апробации предложенных подходов. Правда, только апробации. В специально подготовленной опытно-экспериментальной среде. Возможно, я был невнимателен, однако, увы, среди всего многообразия научных работ, я отметил для себя работы только одного автора, результаты которых полноценно были применены для регулярного составления расписания в одном заграничномвысшем учебном заведении.

Я буду искренне рад, если более внимательные читатели исправят мое невежество в этом вопросе.

До чего дошел прогресс

Позабыты хлопоты, остановлен бег,
Вкалывают роботы, счастлив человек!

В поисках серебряной пули решения своей проблемы я решил проанализировать программные продукты для формирования расписания занятий, которые предоставляет современный рынок. Сразу оговорюсь, что я не рассматривалмногочисленные органайзеры, предназначенные для отображения готового расписания занятий. Меня интересовали только программы, с помощью которых можно было бы сформировать рабочее расписание занятий на основе учебных программ предметов (дисциплин), рабочих планов учебных групп, сведений об учебно-аудиторной базе, нагрузке и возможностей преподавательского состава.

Многие создатели программ по составлению расписания занятий предоставляют свои продукты для апробации бесплатно, а для тех продуктов, где нет такой возможности, как правило, всегда доступно руководство пользователя, по изучению которого уже можно получить представление о функциональности. Поэтому материала для того, чтобы пощупать инструменты, было предостаточно.

В принципе, большинство программ предоставляло возможность расчета варианта расписания занятий на основе выставления заданных ограничений. Однако ни одна из найденных мною программ не позволяла оценить качество получаемого с помощью этой программы расписания занятий.

Вот, например, оценить качество потребляемой еды может практически каждый. Не будете же вы кормить своих детей гнилыми яблоками. А как защитить своих детей от некачественного расписания занятий? У расписания занятий нет ни цвета, ни запаха, ни вкуса. А годится ли оно к употреблению? Конечно считается, что оно сделано экспертами и соответствует всем сертификатам качества. Другими словами, процесс производства продукта организован в полном соответствии с пожеланиями тех работников, кто этот продут производит. А как учтены интересы тех, кто этот продукт потребляет? Вы никогда не покупали в магазине колбасу которая соответствует всем сертификатам качества, но с одним небольшим недостатком - ее употребление в пищу опасно для здоровья. Как измерить то, что расписание занятий не опасно для здоровья вашего ребенка?

Меня интересовали критерии качества расписания занятий. Мне же предлагали критерии, которые вообще не были связаны с качеством расписания, получаемого в результате работы учебно-методического кабинета. Кроме того, целевая функция в предлагаемых решениях, как правило, представляла линейную свертку от показателей, где коэффициенты выставляли заинтересованные "эксперты".

Не найдя приемлемого для себя готового решения, я решил его придумать сам.

Лебедь, рак и щука

Рассматривая расписание уроков как модель варианта учебного процесса я решил подумать о том, с какой точки зрения нужно оценить качество управления образовательным процессом на основании данных этой модели. С точки зрения экспертов, кто обеспечивает этот процесс, или с точки зрения того, кто заинтересован в результате этого процесса. Или вы думаете у тех и у других одни и те же интересы?

В свое время я работал в одном из московских техникумов. И однажды меня назначили пригласили участвовать в одной научно-практической конференции, которую проводил Департамент образования города Москвы для средних учреждений профессионального образования. Это было увлекательное мероприятие, в котором два относительно молодых и перспективных представителя от каждого учебного заведения под бдительным надзором своих директоров защищали инновационные проекты своихаlma mater. В качестве главного приза предполагалось обеспечение финансирования лучших проектов и зачисление авторов этих проектов в кадровый резерв Департамента образования. Конкурс проводился тоже весьма инновационно. В течение трех дней в Подмосковье, на одной из баз олимпийского резерва, в искусно организованных мозговых штурмах, участники доказывали, что именно их проект принесет наибольшую пользу образованию. Горячие споры не утихали до поздней ночи.

В последний день в общем конференц-зале развернулась широкая дискуссия вокруг небольшой схемы, которую нарисовали организаторы этой конференции на доске. Схема состояла из трех кружков. Один олицетворял государство, которое финансирует образование, другой - промышленность, которой требуются квалифицированные сотрудники, а третий – собственно учебные заведения, которые финансируются государством и готовят студентов. Между участниками конференции шла жаркая дискуссия о том, как обеспечить максимальное оптимальное финансирование образовательного процесса в интересах повышения качества образования. Желающие выступить по очереди поднимали руки и кратко предлагали свои варианты решения проблемы. Например, заставить промышленность со-финансировать обучение потенциальных работников. Или создать платные курсы в средних учебных заведениях. Я тоже хотел сказать пару слов, но пока дошла очередь до меня, в бурных дебатах прошло минут сорок. В своем выступлении я постарался быть кратким.

Я обратил внимание коллег, что они забыли в нарисованной схеме несколько небольших элементов. И дорисовал еще два кружка, над которыми сделал надписи – студент и родитель студента. Потом я обратил внимание присутствующих, что у всех участников процесса разные и «слегка» противоречивые цели. Государство хотело бы минимизировать оптимизировать расходы бюджета и получать высококлассных специалистов. Промышленность хотела бы, чтобы учебные заведения как-нибудь сами подстраивались под производственный процесс и в избытке заполняли рынок труда высококвалифицированными и дешевыми специалистами. Учебное заведение заинтересовано в получении высоких зарплат и закрытии отчетности перед инспекциями от государства. Это при том, что по большому счету качество образования выпускников вообще слабо взаимосвязано с зарплатой учителей. Студенты, в подавляющем большинстве, хотят учиться как можно меньше, но после окончания учебного заведения получать зарплату как можно больше. Родители студентов хотят, чтобы их дети получили качественное образование, которое сделает их востребованными на рынке труда и станет дорогой в обеспеченное и стабильное будущее.

Добавив все эти цели на схему разноцветными стрелками, я предложил коллегам опровергнуть мои доводы или пересмотреть свои предложения с учетом уточнения исходной модели. Однако почему-то после моего выступления дискуссия как-то свернулась сама собой.

Ну, в общем, в кадровый резерв Департамента образования я почему-то не попал. Несмотря на это, в отношении оценки качества образования, я остался приверженцем точки зрения родителя ученика (студента).

Кто является потребителем расписания уроков? Судя по многочисленным научным работам, в которых обсуждаются критерии качества расписания, можно подумать, что основным потребителем расписания занятий являются преподаватели или методический отдел учебного заведения. Однако, по моему мнению, основным потребителем этого продукта все-таки являются ученики или студенты.

Поэтому в дальнейшем основополагающими критериями оценки расписания будем считать показатели, характеризующие степень соответствия расписания основным дидактическим принципам организации образовательного процесса.

Именно с этой точки зрения я попробовал сформулировать свою систему оценки, которая дала бы ответ на вопрос, насколько «вкусно» расписание учебных занятий.

Другие измерения

— Магистр Джарвис утверждает, что наука отрицает шестое измерение.
— Наука отрицает, а Eё Высочество там гуляют. Я бы и сам гульнул.

Если хочется сделать что-нибудь лучше, нужно знать, как отличить «лучше» от «хуже». И лучше бы, чтобы это было сделано не с помощью органов чувств. А то, не дай Бог, здоровья может не хватить. Да и не поверит никто. Лучше всего оценку проводить с помощью числовых методов. Однако метрики, которые были приведены в нормативных, научных и программных материалах, меня не совсем устраивали. Эти метрики не отражали того, что хотелось бы мне как человеку, который хотел бы чтобы дети в школе получили трамплин в увлекательное и обеспеченное будущее, а не головную боль и стойкое отвращение к процессу обучения. С этой точки зрения меня почему-то абсолютно не тревожило то, что думают на этот счет чиновникиРособнадзора, эксперты Высшей аттестационной комиссии и маркетологи программных продуктов.

Согласно стандарту ГОСТ 15467-79 : «Качество — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». В стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2015 дается следующее определение: «Качество — степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям». В обоих определениях отсутствует указание, чьим именно требованиям должен соответствовать продукт. Поэтому в части определений мне наиболее близко определение данное Иваном Белокаменцевым : «Качество — это степень соответствия требованиям потребителя».

Расписание занятий как задача распределения ресурсов, как правило, имеет несколько решений при заданных ограничениях. Рассматривая одно расписание занятий как решение о проведении занятий, в общем случае можно рассмотреть этот объект как точку, находящуюся в многомерном пространстве возможных решений. Как правило, такое пространство можно отразить в декартовой системе координат, осями которых условно можно принять три основных критерия: качество, стоимость и устойчивость (надежность+живучесть).

При этом любые ограничения сокращают область приемлемых решений. С одной стороны, это хорошо. Когда нет выбора, можно быстрее принять решение. С другой стороны, ограничения исключают из выбора более качественные решения. Именно на это обратил внимание основоположник теории ограничений в своихработах. Запомните этот важный нюанс – мы о нем еще вспомним.

В свою очередь основные критерии можно разбить на подпространство показателей (метрик), которые эти критерии характеризуют в числовом виде. При этом отдельные показатели могут одновременно характеризовать несколько критериев.

Стоимость, например, может характеризоваться общим фондом оплаты труда преподавателей, который необходим для реализации расписания занятий, а также стоимостью эксплуатации материально-технической базы. Поскольку финансирование средних школ фиксированно, и я не могу на него повлиять, в своем анализе я не рассматривал этот критерий. Хотя целиком и полностью поддерживаю предложения команды Алексея Савватеева по решению этой проблемы.

Устойчивость в общем случае может характеризоваться резервом для возможной замены преподавателя (в случае, например, болезни) и места (аудитории) проведения занятия (в случае, например, отказа необходимого оборудования).

Однако, учитывая ранее обозначенные мои шкурные интересы, наибольшую значимость для меня представляли показатели качества расписания занятий.

На мой взгляд, ключевым фактором к успешности обучения является регулярность проводимых занятий, их равномерное распределение в течение учебного периода с учетом трудности изучения предметов. Изучая научные работы, прежде всего я искал алгоритмы численной оценки равномерности распределения занятий, однако, увы, не нашел метрик, на основании которых можно бы было произвести такую оценку. Пришлось придумать их самому.

Итак, основные метрики оценки качества расписания занятий в студию!

1. Количество потерянных домашних заданий по предмету – смысл этого показателя заключается в том, что если на 5-дневную неделю запланирован ежедневно урок по математике, то, по идее, ученик в течение недели должен получить 5 равномерно распределенных домашних заданий. Если 2 урока из 5 проводить в один день, ученик в течение недели получит 4 домашних задания, при этом одно из которых будет вдвое трудозатратнее. Соответственно, когда такое случается, я говорю о потере одного домашнего задания. Чем больше таких потерянных заданий, тем хуже организован образовательный процесс (исключение составляют сдвоенные уроки по учебным предметам «Физкультура» и «Технология»).

2. Равномерность распределения учебных занятий в течение недели –на поиск волшебной формулы для расчета этого показателя я убил больше всего времени.

Одним из факторов, который характеризует эффективность организации образовательного процесса, является равномерность распределения учебных предметов. Только вот вопрос, какими критериями можно оценить эту равномерность? Несмотря на то, что физический смысл этого фактора достаточно прозрачен, поиски численного показателя, позволяющего оценить этот аспект, ввели меня в аналитический паралич на довольно долгое время. Сначала я предполагал, что подобная задача уже давно решена и надо только найти правильную формулу. После безуспешных попыток прикрутить для решения этой проблемы что-нибудь из существующих математических инструментов, я начал изобретение собственного велосипеда. При этом мне грезилось, что выражение для определения равномерности распределения должно быть похоже на на формулу дискретного преобразования Фурье или, по меньшей мере, на формулу нормального закона распределения. Ну, в общем, на те формулы, которые я видел при изучении научных статей. Но время шло, а озарение все не приходило.

По мотивам

Спустя некоторое время бесплодных поисков я очнулся и вспомнил, что моя задача состояла в том, чтобы сформировать хоть какой-то инструмент для количественной оценки качества расписания уроков, а не в том, чтобы удивить научную общественность монструозной формулой. И в конце концов нашел решение "в лоб", которое тем не менее позволило оценить равномерность распределения уроков в типовом школьном расписании. Я просто проранжировал комбинации распределения уроков в течение пяти- или шестидневной учебной недели. Оказалось, что среди нескольких тысяч возможных комбинаций не так много тех, которые меня бы удовлетворяли. Для каждой такой комбинации я своим волевым решением определил категорию приемлемости такого распределения.

  • Равномерно - наиболее равномерное распределение уроков учебного предмета по дням недели (например, в случае 3-х уроков при пятидневной неделе - понедельник, среда, пятница).
  • Допустимо - допустимое распределение уроков учебного предмета по дням недели (например, в случае 3-х уроков при пятидневной неделе - понедельник, вторник, пятница).
  • Неравномерно - значительная асимметрия в распределении уроков учебного предмета по дням недели.
  • Хаотично - неприемлемое распределение уроков учебного предмета по дням недели.

Как оказалось, большая часть возможных распределений оказалась совершенно неприемлемым с точки зрения родителя на построение расписания занятий (относится к категории «хаотично»). При желании вы можете ознакомиться с предложенными категориями равномерности распределения занятий для каждой приемлемой комбинации.

3. Эффективность усвоения учебных предметовв зависимости от распределения уроков в течение учебного дня.

СанПиН определяют шкалу трудности учебных предметов. Согласно этим требованиям, в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на втором-третьем уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования - на втором, третьем, четвертом уроках. Исходя из этого, в зависимости от запланированного времени проведения и ранга трудности учебного предмета, мною были «волюнтаристски» определены четыре уровня усвоения учебных предметов.

  • Норма - урок запланирован для проведения в наиболее оптимальное время (для предметов, имеющих ранг трудности более 6, - на втором, третьем, четвертом уроках).
  • Сонные уроки - для предмета, имеющего ранг трудности более 6, запланировано время на первый урок.
  • Трудные уроки - для предметов, имеющих ранг трудности более 6, запланировано время проведения на пятом или на более поздних уроках.
  • Опасные уроки - для предметов, имеющих ранг трудности более 6, запланировано время проведения на седьмом или более поздних уроках, и при этом эти уроки проводит преподаватель в состоянии переутомления (для преподавателя это тоже седьмой или более поздний урок).

По очевидным причинам трудные и опасные уроки я также называю неэффективными уроками.

4. Показатель степени усталости преподавателя – метрикасоблюдения режима труда .

При действующей нормативной ставке учителя 18 учебных часов в неделю. При условии предоставления методического дня и пятидневной рабочей неделе, при оптимальном составлении расписания учитель, работающий на ставку, должен ежедневно проводить не более 4-5 учебных часов. Любой преподаватель знает не понаслышке, что проведение более 6 учебных часов занятий в день неизбежно сказывается на качестве обучения. Хотелось бы отметить, что усталость преподавателя после шестого академического часа сказывается не только на качестве обучения, но и на безопасности обучаемых.

Поэтому мной были определены три уровня степени усталости преподавателя:

  • норма- от 1 до 4 уроков для преподавателя в день;
  • тяжело- пятый и шестой уроки для преподавателя в день;
  • перегрузка- седьмой и последующие уроки.

То есть в случае, если брать пятидневную учебную неделю, то при оптимальном распределении нагрузка учителя, работающего на одну ставку (18 учебных часов) и имеющего один методический день, будет складываться:

- доля уроков на уровне «норма» будет составлять 14 уроков (80%);

- доля уроков на уровне «тяжело» будет составлять 4 урока (20%).

Поэтому такое распределение по степени усталости учителя (80/20) условно можно считать удовлетворительным. Присутствие перегрузки в работе учителя говорит не только о некачественном ведении учебного процесса, но и представляет потенциальную угрозу безопасности здоровья учеников, ввиду снижения внимательности учителя.

После определения основных показателей дело осталось за малым – рассчитать и визуализировать их на примере конкретного расписания, выявить реальные причины такого состояния дел и, конечно, сформировать объективные рекомендации по повышению качества организации образовательного процесса.

Дашборд для родительского комитета

Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко...

Конечно, все расчеты можно было просто сделать в Excel. Но обычно там, где нормальные аналитики применяют Excel, я запиливаю данные в DB и потом уже извращаюсь с ними разными способами. Поэтому и здесь я пошел по проторенному пути и сразу нарисовал программулину в web, чтобы потом результаты можно было обсуждать, не напрягаясь пересылкой файлов.

В осознании того, как надо правильно формировать дашборды для людей, принимающих ответственные решения, весьма сильно помогла книжка Алексея Колоколова – рекомендую.

После всего вышеописанного казалось бы, что следовало отобразить критерии оценки качества расписания в рамках детализации пространства возможных решений. Однако я понимал, что расписание занятий – это результат решения прикладной задачи по распределению ресурсов. И изменить его к лучшему можно через управление этими ресурсами. Кроме того, некоторые метрики одновременно зависели от нескольких ресурсов (например, способность к усвоению материалов урока зависит от трудности предмета, усталости ученика и усталости учителя). Поэтому были спроектированы четыре дашборда для каждого из ресурсов:

  • учителя;
  • учебно-материальная база (учебные аудитории, специализированные лаборатории, спортзалы и др.);
  • учебные классы (группы/подгруппы);
  • учебные программы изучаемых предметов.

В процессе проектирования выявились интегральные и новые показатели, которые дополнили картину оценки качества расписания уроков. Итак, по порядку.

На вкладке «Учителя»отображаются результаты анализа учебной нагрузки педагогов.

В верней части отображаются сводные данные по численности учителей:

  • общая учебная нагрузка в учебных часах - общее количество уроков в расписании);
  • количество ставок, необходимое для реализации расписания (одна ставка равняется 18 учебным (академическим) часам);
  • общее количество учителей, привлеченных к реализации расписания уроков;
  • количество учителей, имеющих перегрузку (т.е. количество учителей которые имеют более 6 уроков в один день);
  • среднее количество окон в неделю на одного учителя (одним окном считается перерыв в один академический час (45 мин.) между уроками, которые проводит один учитель.

После сводных данных отображается инфографика, которая характеризует распределение дополнительных интегральных показателей.

Учебная нагрузка по степени усталости учителя характеризует качество преподавания в зависимости от количества уроков, проведенных в течение одного дня:

норма– уроки с первого по четвертый;
тяжело– пятый и шестой уроки;
перегрузка– седьмой и последующие уроки.

Распределение учителей по ставкам характеризует количество (долю учительского коллектива) работающих в рамках половины, полной, полутора и более полутора стандартных ставок (1 ставка = 18 учебных часа) – позволяет оперативно оценить учебную нагрузку учителей.

Распределение учителей по количеству учебных дней,проводимых в школе в течение недели (дни когда у учителей есть хотя бы один урок). Большая доля учителей, находящихся в школе в течение всей недели, косвенно характеризует более равномерное распределение занятий.

Распределение учебной нагрузки по графику звонковпозволяет оперативно оценить, сколько уроков проводится одновременно в одно и то же время по дням недели. Диаграмма позволяет оценить количество занятых учебных аудиторий. Одинаковое распределение в первые пять часов обучения косвенно характеризует более равномерное распределение занятий.


Количество учителей, имеющих уроки в школе по дням недели,
позволяет оценить долю учительского коллектива. гарантированно находящегося в школе в тот или иной день. Процент учителей, находящихся в школе в течение дня, косвенно характеризует равномерность распределения занятий, на мой взгляд, отношение к профессии.

Ниже отображения интегральных показателей выводятся результаты анализа индивидуальной учебной нагрузки учителей.

В рамках описания данной таблицы я отмечу наиболее, на мой взгляд, существенные аспекты – прежде всего назначение цветов. Голубым отмечены дни, когда у учителя нет занятий. Зеленым – если количество занятий не превышает четырех, желтым – от пяти до шести уроков. Если занятий в день больше шести – ячейка отображается розовым (перегрузка). Как я уже отмечал, на мой взгляд, преподавание в режиме «перегрузка» заведомо неэффективно и реально небезопасно для детей. Поэтому я считаю недопустимым предоставление методических дней учителям, работающим более чем на одну ставку. При этом, если у учителя при наличии перегрузки в течение недели есть свободные от уроков дни, то ячейка, отражающая количество свободных дней, тоже подсвечивается розовым.

Интересные выводы можно сделать, наблюдая количество аудиторий, в которых проводит занятия тот или иной учитель. Например, преподавателей, не имеющих авторитета у методистов, косвенно можно вычислить по большему количеству аудиторий, в которых они ведут занятия. При этом, зачастую они имеют наибольшую учебную нагрузку и безболезненно для учебного процесса могли бы проводить занятия в одной и той же аудитории.

С другой стороны, уже здесь можно выявить аудитории, в которых «царит» только один учитель – это открывает потенциальный резерв для оптимизации расписания занятий. Однако для выявления таких аудиторий предназначена следующая вкладка.

На вкладке «Помещения»отображаются результаты анализа эффективности использования учебных помещений.

В заголовке этого дашборда выводятся сведения об общем количестве больших помещений (которые могут вмещать более одного класса), стандартных (на один класс) и маленьких (вмещают полкласса – как правило, лингафонные кабинеты и аудитории для занятий информатикой).

Расположенные ниже фильтры и диаграммы позволяют оценить загруженность учебных помещений в течение каждого дня недели и оперативно выявить резерв этих помещений.

После инфографики размещены сведения о загруженности каждого кабинета на выбранный день недели, с отражением специализации, учителей и классов (подгрупп).

Сведения на этой вкладке помогают оперативно проверить информацию о невозможности проведения уроков в первые учебные часы ввиду отсутствия свободных аудиторий. Да и в целом увидеть, насколько эффективно используется аудиторный фонд.

На вкладке «Классы»отображаются результаты влияния составленного расписания занятий на отдельные классы.

Как и на предыдущих панелях, в верхней части отражаются диаграммы, характеризующие общее состояние эффективности планирования учебных занятий с позиции учебных классов (подгрупп).

Надеюсь, вы не забыли, что неэффективными уроками я называю уроки по предметам, трудность которых составляет более 6 баллов и которые были проведены в пятом или более позднем учебном часе (трудные уроки), а также уроки по сложным предметам, проводимые уставшими преподавателями (опасные уроки).

Распределение классов по доле неэффективных уроковпомогает оценить количество классов относительно доли неэффективных уроков в учебном процессе. Например, на рисунке показано, что при составленном расписании для 24 классов (почти 63,2% от общего числа классов в школе) доля неэффективных уроков в учебном процессе составляет от 20 до 30%.

Распределение недельной перегрузкипомогает оценить количество классов относительно доли суммарной недельной перегрузки (сумма баллов, превышающих усредненное количество баллов трудности предметов). Например, на рисунке показано, что при составленном расписании для 10 классов (26,3% от общего числа классов в школе) суммарное превышение баллов трудности по отдельным дням составляет от 30 до 40% от общего количества баллов трудности по учебной программе этих классов. Данный показатель характеризует равномерность распределения трудных предметов в течение недели. Чем больше дней, в которых проводится много уроков по трудным предметам, тем будет больше перекос распределения.

Распределение по количеству потерянных домашних заданийпомогает оценить количество классов по сумме потерянных домашних заданий (за счет сдваивания и утраивания уроков). При этом удвоение уроков по предметам «Технология» и «Физкультура» из этого подсчета исключены. Показатель характеризует равномерность распределения дисциплин по одному предмету в течение учебной недели.

Нижняя часть дашборда в свою очередь разделена на две вкладки.

На вкладке «Сводный анализ» приводятся агрегированные сведения по каждому классу.

  • Всего уроков – общее количество уроков в неделю;
  • Всего баллов – сумма баллов трудности по всем предметам;
  • Уроков в день – среднее арифметическое по количеству уроков в день;
  • Баллов в день – среднее арифметическое по количеству баллов трудности в день;
  • Неэффективных уроков – сумма за неделю трудных и опасных уроков;
  • Потерянных ДЗ – сумма потерянных домашних заданий за учебную неделю;
  • Перегрузка – сумма баллов сложности за неделю, превысивших среднее арифметическое по количеству баллов трудности в день.

На вкладке «Подробнее» приводится фактическое расписание занятий по каждому классу с обозначением баллов трудности для каждого занятия и цветовой раскраской по эффективности усвоения учебных предметов.

Несмотря на кажущуюся простоту подсчета отдельных критериев, у меня самого осталось много вопросов к данному дашборду. Прежде всего, к интегральным показателям. До сих пор сомневаюсь в правильности агрегирования данных. Как агрегировать данные, когда класс распадается на подгруппы, в которые могут попасть разные ученики, и при этом уроки подгрупп могут быть разнесены во времени? Хотел бы отметить, что метрики, представленные на данной вкладке, весьма спорные. В ходе подготовки статьи я даже обнаружил пару явных косяков, даже подумал пока отключить эту вкладку. Однако, как говорят, лучше пожалеть о сделанном, чем о несделанном. Мне бы хотелось бы, чтобы заинтересованные читатели как следует поглумились над предложенными инструментами оценки. В настоящее время я задумался, а насколько показатели этой вкладки действительно ценны. Возможно, именно в дискуссии найдутся лучшие решения.

На вкладке «Учебные предметы»отображаются результаты анализа качества изучения учебных предметов. На мой взгляд, именно эта вкладка дает представление о том, какие шансы есть у вашего ребенка на беспроблемное изучение той или иной учебной дисциплины. С помощью панели фильтров вы можете выбрать классы или необходимые дисциплины, состояние дел в своем классе с положением в соседних классах или в целом по параллели.

Диаграммы эффективности усвоенияи равномерности распределения учебных предметов позволяет оценить качество планирования учебного процесса и реальную заботу о качестве обучения в школе. Такую оценку можно произвести как по каждому предмету в целом, так и по реализации учебных программ в каждом классе.

С работой всех вышеприведенных инструментов вы можете познакомиться на нашем сайте в каталоге расписаний. Кроме того, если вы пришлете свое расписание занятий в заданном формате , то у вас есть все шансы увидеть его в цвете таких же симпатичных диаграмм. Зачем это вам надо? Может, вам тоже захочется поговорить со своим директором. Второй раз...

Как я помогал школе

Описанные выше идеи и механизмы их реализации сформировались не сразу, по мере очередных приступов обострений озарений, вызываемых тревогой за судьбу подрастающего поколения. Однако первая версия этого инструмента заработала уже через пару недель после первой беседы с директором. На основе полученных результатов удалось сформировать четкое понимание того, как можно улучшить качество школьного расписания строго в рамках действующего законодательства, без достраивания новых аудиторий в школе. И даже для этого не надо покупать новых компьютерных программ вместо ранее приобретенных. К концу третьей недели я почувствовал себя способным откликнуться на призыв директора о помощи в составлении расписания занятий. Ну и пошел на новую встречу.

На этой встрече, во-первых, я обратил внимание директора и, что важно, показал прямо на его компьютере, что в организации образовательного процесса наблюдается некоторый нездоровый перекос с изучением базовых предметов, не только в классе, где учатся мои дети, но и в целом по нашей школе.

Во-вторых, я фактически прямо на его глазах внезапно обнаружил довольно много свободных кабинетов, которые подходили для проведения почти любых занятий. И что поразительно, кабинеты были свободны в утренние, казалось бы, самые загруженные часы. Казалось бы, еще три недели назад меня настойчиво убеждали о полном отсутствии свободных кабинетов в школе в первой половине дня. Просто мистика какая-то.

В-третьих, я обратил внимание директора, что многие из учителей, которые работают более чем на ставку, имеют свободные методические дни. По необъяснимым причинам значительный процент этих учителей имел методические дни или в понедельник, или в пятницу. По-видимому, это лучшие дни для самостоятельного повышения квалификации. Это, в свою очередь, ведет к необходимости проведения занятий на седьмом и восьмом уроках, когда отвращение к учебному процессу в головах учеников и учителей достигает максимальных значений. И, как мне кажется, в этом и есть основная причина низкого качества расписания занятий в нашей школе.

Кроме того, я постарался открыть глаза директору на то, что на совершенно законных основаниях он может не предоставлять методический день учителям. Даже работающим на одну ставку.

Я предположил, что если преподаватели работающие на полторы ставки не будут иметь методический день, то это не ухудшит качество обучения, а улучшит качество преподавания. Школа все-таки работает для учеников, а не для обеспечения трехдневных выходных учителям. По заветам Элияху Голдрата, уберите ограничения и улучшения не избежать. Неэффективность использования аудиторий в первый учебный час, возможно, связана с тем, что многим учителям надо отвести маленьких детей в детский сад, который открывается в одно время со школой. Может, для улучшения ситуации стоит сместить начало занятий на полчаса? Также, может, иногда использовать кабинет русского языка для преподавания математики? Это, наверно, не так критично, как может показаться компьютерной программе?

Также я объяснил директору, что я понимаю всю сложность руководства коллективом в условиях, когда зарплата школьного учителя ниже всех приличий. Как руководитель, я хорошо понимаю насколько губительны могут быть скоропалительные, необдуманные действия для стабильности давно отлаженной системы.

Источник

И поскольку я все это понимаю, я не буду публиковать результаты своих исследований в широком доступе. По крайней мере, пока.

Но вместе с тем, это не повод мириться с описанным состоянием дел. В заключение разговора, я выразил надежду на то, что руководство школы приложит все необходимые усилия для улучшения качества расписания занятий в следующей четверти.

Результаты этих исследований я еще показал председателю нашего классного родительского комитета. Председатель немного повозмущался, но в принципе на этом разговор и закончился. Кто хочет портить отношения с руководством школы, в которой заложником учится твой ребенок?

Но в следующей четверти расписание занятий действительно немного улучшилось. По крайней мере в классе, в котором учились мои дети. И директор стал выделять меня из общей массы родителей. И даже однажды на общем собрании отметил то, что я когда-то помог школе. Правда, с сайта школы пропало расписание занятий в полном формате (с указанием, помимо классов, учебных предметов и аудиторий, ФИО учителей). По-видимому, навсегда. Но я уже не интересовался. Мне стало интересно, как я могу помочь другим таким же беспокойным родителям как я, для исправления ситуации в их школах.

Верификация результатов

Несмотря на, казалось бы, полученный результат, вдруг у меня появилось желание апробировать разработанный механизм на расписаниях других школ. Я краем уха слышал, что у одного моего друга сестра работает учителем в одной из школ г. Кузнецка Пензенской области. Поэтому я попросил его добыть расписание этой школы для моих экспериментов. Кроме того, я попросил узнать, с какими проблемами сталкиваются в их школе при составлении расписания занятий. Вскоре я получил и то, и другое. Список проблем слабо отличался от того, что мне озвучила директор нашей школы. А вот расписание уже на первый взгляд отличалось от того формата, на который был настроен мой алгоритм – в этом расписании для некоторых старших классов была предусмотрена шестидневная неделя. Поскольку моя софтина была написана на коленке для разового применения, пришлось немного переделывать код. Полученное расписание занятий с точки зрения преподавателя, наверно, было гораздо хуже того, которое я анализировал для своей школы. Во-первых – шестидневка для некоторых классов. Во-вторых – среднее количество окон в неделю на одного учителя больше чем в два раза. В-третьих – при фактически одинаковой средней ставке каждый день в школе находилось не менее 96% учителей.

Однако после того, как я сравнил обобщенные метрики, которые, на мой взгляд, напрямую влияют на качество образования, я позвонил своему другу и сказал: «Ты знаешь, я бы хотел, чтобы мои дети учились в такой школе, как та, расписание которой ты мне передал». На что он мне ответил: «Да, все хотят. Это же лучшая школа в городе».

Впрочем, вы сами можете посмотреть эти результаты на сайте aimfirst.ru. Блюстителей защиты персональных данных хочу проинформировать о том, что все исходные материалы были получены из общедоступных источников, свободно размещенных в общественном доступе.

В процессе написания этой статьи мне пришла мысль о том, что каждый процент увеличения красного цвета на этих картинках - это увеличение красного цвета на дороге в лучшее будущее, который закрывает путь сотням, а то и тысячам детей. И, как не банально, лучшее будущее наших детей – это лучшее будущее нашей страны.

Детоксикация

На мой взгляд подавляющее БОЛЬШИНСТВО учителей в каждой школе - горячо переживают за своих учеников. Только вида не подают. Никто не хочет ссорится с любимчиками директора. В результате ложка яда, отравляет всю бочку меда. Только это не деготь. Этот яд не имеет ни запаха, ни вкуса, ни цвета. Здесь представлен инструмент который позволяет визуализировать влияние этого яда. Чтобы им не отравляли наших детей.

КТО и КАК должен устранить этот яд?

На мой взгляд, инициировать очищение отравленного расписания, должны РОДИТЕЛИ - родительский комитет. Если ЛЮБОЙ родитель представит нам заявку на загрузку ВАШЕГО расписания в нашу систему - МЫ его загрузим и опубликуем с пометкой что это вариант НЕОФИЦИАЛЬНОЙ ВЕРСИИ расписания. В этом случае мы не публикуем сведения об источнике получения. И не отвечаем за возможные неточности, которые могут быть обнаружены в такой версии. В силу разных причин, я подумываю о том, чтобы сделать так, чтобы неофициальное расписание занятий не публиковалось сразу в открытом доступе. По желанию приславшего такое расписание. Но с предельным сроком такой "консервации". Скажем до трех месяцев. До наступления новой четверти. Но при этом, чтобы анализ такой версии был доступен по прямой ссылке. Чтобы его могли посмотреть и обсудить заинтересованные стороны.

Вместе с тем, обращаю внимание, что мы заинтересованы в прямом сотрудничестве с руководством школ, чтобы работать с официальными версиями расписаний. В случае если школа будет предоставлять нам для анализа и публикации официальные действующие версии расписания, то во время действия такого расписания неофициальные версии в этот период не будут публиковаться в открытом доступе.

После публикации даже НЕОФИЦИАЛЬНОЙ ВЕРСИИ расписания, можно идти к директору предметно разговаривать.

Я предполагаю, что в этом случае найти взаимопонимание будет значительно проще. Только давить не надо. Директора школ тоже бывают разные. И у них, поверьте, проблем в нынешних условиях и так выше крыши... Однако отмечу, что доброе слово, подкрепленное объективным анализом расписания уроков на сайте aimfirst.ruдействует гораздо убедительнее, чем просто доброе слово...

А ЧТО ДЕЛАТЬ потом? Про алгоритмы оптимизации, я планирую поговорить как нибудь в другой раз. В данном случае не предлагалось менять алгоритмы составления расписания. Сначала надо выработать объективные методы оценки. Может ничего менять не надо? А если менять, что именно менять? Понятно по Голдрату, что нужно устранять ограничения в системе. Однако, в каждом конкретном случае причины могут быть разными. Их надо выявить, опознать среди этих ограничений главное, снизить его влияние до минимума, после чего переформировать расписание (с использованием все того же алгоритма) и опять оценить его заново, выявить новые ограничения, опознать из них ОДНО главное - устранить и т.д. по циклу пока придем к невозможности устранения ограничений.

В общем, если вы хотите помочь своей школе, или чтобы директор школы выделял вас из толпы, то теперь вы знаете один из возможных путей .

Продолжение следует?

Образование для всех нас является основой национальной безопасности.

Я давно уже же хотел написать статью об этом эксперименте. Но как-то все руки не доходили. Но вдруг само государство подтолкнуло меня к этому. После новогодних праздников с сайта госуслуг мне пришло письмо с предложением внести личный вклад в развитие своей страны. И я, уже в который раз, подумал: «А почему бы и нет?»

Источник

Сказано – сделано. Мне не надо было долго думать. Я предложил идею создания портала для автоматизации формирования и сопровождения расписания занятий в учебных учреждениях, предусматривающего общественный контроль качества - общедоступный и бесплатный on-line сервис (SaaS), предоставляющий возможность для всех желающих автоматизированно формировать и сопровождать различные варианты расписаний занятий и оценивать их качество и влияние на образовательный процесс.

Однако, увы, на этом форуме мое предложение никого не заинтересовало.

Но несмотря на то, что это событие послужило катализатором для срочного написания этой статьи, честно говоря, ее цель – прежде всего в нахождении соратников, готовых поучаствовать в этом некоммерческом мероприятии, поскольку я точно понимаю, что в одиночку, даже при регулярной помощи друзей с этим проектом не справиться. Один знакомый эксперт, услышав слово "некоммерческое", покровительственно заметил, что некоммерческое начинание нельзя называть start-up. Почему то, я легко с ним согласился. Я назвал деятельность, связанную с построением предложенного портала, smart-up .

По мотивам

Но как только программа сделанная в гараже на кухне начинает превращаться в программный продукт, количество работ увеличивается в геометрической прогрессии. Это еще Фредерикс Брукс заметил. Когда-то давно. В древности. И с тех пор ситуация только усугубилась.

Для того, чтобы представить результаты расчетов одному заинтересованному лицу, потребовалось три недели. Мне как-то даже неудобно говорить, сколько времени потребовалось, чтобы подготовить те же результаты для того, чтобы о них можно было рассказать здесь. А сколько новых коллизий и вопросов было выявлено в процессе этой подготовки! То, что они были выявлены – не значит, что они были решены. Некоторые нерешенные методологические вопросы я отмечал по тексту выше. А технологических задач еще больше. Хотелось бы сделать личный кабинет, чтобы любой желающий мог загрузить, оценить и представить свое расписание для всех желающих. Для этого надо учесть особенности оценки структур самых разных расписаний. Некоторые из них - две смены, комплексирование занятий, дисциплины по выбору, факультативы и т.п. Еще хотелось, чтобы после загрузки исходного расписания на основе этих данных можно было бы автоматически посчитать другие варианты. Предполагаю, что если поэкспериментировать с ограничениями могут получиться очень интересные результаты. Чтобы оказывать помощь школе не в виде рекомендаций, а сразу в виде проекта нового расписания. А это сразу тянет необходимость учета учебных программ, характеристик учебно-материальной базы, структур учебных групп и сведений о преподавателях. Да и потом собственно разработки варианта решения той самой задачи по распределению ограниченных ресурсов . При этом есть большое желание сделать этот инструмент для формирования расписания также и в учреждениях профессионального образования.

Со временем, этот пет-проект стал открытой площадкой, на которой я провожу стажировку студентов, которые хотели продолжить работу в моей проектной команде. Про результаты одной такой стажировки я уже писал в одной из своихстатей. Но, к моему огромному сожалению, в настоящее время только один из студентов, прошедших стажировку, работает в нашей проектной команде.

Как мне представляется, подобный проект является идеальной площадкой для отработки курсовых проектов и дипломов. Поэтому я регулярно провожу встречи со студентами в разных учебных заведениях, и даже пару раз выступал в роли свадебного генерала председателя выпускной комиссии. Но почему-то студенты не горят идеей некоммерческого проекта, перспективы получение прибыли от которого весьма туманны. Этой осенью я познакомился с группой студентовМИИТ, перед которыми стояла задача найти идею стартапа, защитить ее перед проектным комитетом на кафедре и постараться реализовать. Никаких путных идей, как внезапно придумать машинку для того, чтобы «заработать миллион», им не приходило. Казалось бы, вот оно – мы нашли друг друга. Я провел с ними "сейшен" в Skype, на котором постарался описать выгоды и перспективы сотрудничества. И они сначала вроде даже выразили какую-то заинтересованность. Однако, как меня потом проинформировали мои потенциальные соратники, при попытке обсуждения на кафедре этот проект был отвергнут как бесперспективный. На том сотрудничество и закончилось.

Но в принципе, я рассматриваю в качестве партнеров в этом проекте не только студентов, но илюбых желающих. Например, тех кто хочет освоить новые для себя технологии. Освоить их можно, только участвуя в реальном проекте. Все это должна делать команда. Команда, которой я управляю по тем же самым правилам, что и своей проектной группой в компанииЛАНИТ. Эти правила не являются секретом и находятся воткрытом доступе. А что я могу им предложить? Только совместную командную работу над проектом. Свои планы я не скрываю.

И в этой команде нужны не только программисты. Как говорит многолетний опыт индустрии, доля программирования в создании программного продукта составляет от силы четверть всех трудозатрат.

Источник

Некоторые могут утверждать, что при применении на проекте agile-методик часть из этих работ не проводится. Я придерживаюсь иного мнения. Более того, считаю, что на самом деле в этой таблице еще учитываются далеко не все трудозатраты. SaaS требует сопровождения и продвижения. А кроме этого, напомню, что речь идет о нахождении решения научной задачи. Так что я приглашаю на бортвсех желающих, поучаствовать в решении этой увлекательной проблемы.

И, несмотря на все убеждения о бесперспективности данного проекта, я пребываю в твердой уверенности, что мои оппоненты ошибаются.

Каждая ошибка планирования учебного процесса – это подножка нашим детям на непростом жизненном пути. Я убежден, что создание портала для формирования расписаний занятий, предусматривающего общественный контроль качества, существенно поможет нашим детям на дороге к лучшему будущему.

А лучшее будущее наших детей – это лучшее будущее нашей страны.

А вы, что думаете об этом?

Источник